Экстренная информация:

2017 год – год ГО России

 История ГО.

По сложившейся традиции 4 октября ежегодно отмечается как день рождения Гражданской обороны – первой государственной системы, созданной для защиты населения. 85 лет назад была образована Местная противовоздушная оборона СССР, предназначавшаяся для защиты городов и их жителей от авиа ударов противника.

Гражданская оборона страны прошла довольно длительный и непростой путь своего развития от местной противовоздушной обороны к единой общегосударственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в условиях мирного и военного времени. Большое внимание уделяется вопросам безопасности государства, военной реформе, обеспечению правопорядка. Идет динамическое развитие страны с видимым повышением уровня жизни населения. В этих условиях МЧС России, да и вся Российская система защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера также должны сохранять динамику развития, постоянно совершенствоваться как в организационном плане, так и в стиле своей деятельности.

В год гражданской обороны, когда отмечается 85-я годовщина существования ГО, хотелось бы рассказать о циклах в ее эволюции, проследить в историческом плане весь путь становления и совершенствования этой системы в прошлом и настоящем, попытаться заглянуть в будущее.

Проблемы защиты людей от природных катастроф, вражеских набегов уходят в далекое прошлое, имеют глубокие исторические корни. По мере своего развития человечество понимало, что различным опасностям лучше всего противостоять только объединившись в коллективы и сообщества. Человек, развивая бурную хозяйственную и инженерную деятельность, сам стал создавать источники угроз, как для самого себя, так и для окружающей его природы. С развитием научно- технического прогресса, созданием новых средств вооруженной борьбы многократно увеличились военные опасности для мирного населения. Для нанесения ударов по городам стала активно применяться авиация. Появилось химическое оружие. Все это обусловило необходимость создания адекватных средств и способов защиты населения и объектов экономики, создания и развития способствующих сил и организационных структур вплоть до образования специальных государственных систем.

В России (СССР) пристальное внимание вопросам защиты населения на государственном уровне, прежде всего при ведении военных действий, стало уделяться уже в ходе Гражданской войны и особенно после ее окончания, когда авиация получила бурное развитие и способность наносить удары по тылам противника. В связи с этим 4 октября 1932 года Совет Народных Комисаров СССР принял «Положение о противовоздушной обороне СССР», которым впервые были определены мероприятия и средства защиты населения и территорий страны от воздушной опасности в зоне возможного действия вражеской авиации.

Этот акт положил начало создания МПВО, предназначенной для защиты населения от воздушного нападения противника. Отсюда 4 октября 1932 года принято считать днем рождения МПВО – начальным этапом развития государственной системы обеспечения защиты населения и территорий. Своевременное создание МПВО обеспечило в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов успешное решение задач защиты населения и объектов народного хозяйства от нападения с воздуха. Великая Отечественная война стала самым сложным периодом в истории МПВО, но выдержала его с честью. Именно благодаря работникам МПВО удалось смягчить тяжесть обрушившихся на страну испытаний, уменьшить количество человеческих жертв и материальных потерь.

В обстановке «холодной войны» от нашего государства требовалось быть в готовности к отражению новых угроз. Гражданская оборона, созданная на основе МПВО, внесла свой существенный вклад в дело защиты мира и стала серьезным фактором, сдерживающим развязывание новой войны. Решение, принятое руководством страны в 1961 году о преобразовании МПВО в систему гражданской обороны, вернее, о ее трансформации, практически завершило начавшийся в 1955 году процесс пересмотра устоявшихся взглядов на защиту населения и территорий в условиях возможного применения противником оружия массового поражения. Преимущественно была сохранена организационная структура, подходы к обеспечению защиты населения, система его обучения. В то же время ГО принципиально отличалась от МПВО.

Мероприятиям ГО был придан общегосударственный и общенародный характер. Все они планировались и реализовались на всей территории страны и касались каждого гражданина и каждого коллектива. Система защитных мер исходила из необходимости обеспечить защиту населения и территорий страны от всех поражающих факторов оружия массового уничтожения. Расширился круг задач, решаемых гражданской обороной. Так, в число основных вошла задача по обеспечению устойчивой работы промышленности в военное время. Новое качество приобрела задача по ликвидации последствий нападения противника.

Все последующие годы структура ГО совершенствовалась с учетом ядерного, химического и бактериологического оружия. Вместе с тем ориентация гражданской обороны в основном на осуществление мероприятий военного времени объективно способствовала однобокости ее развития. В последние годы существования ГО СССР у большинства населения страны появился небеспочвенный скептицизм в отношении ее возможностей обеспечить надежную защиту в условиях ракетно- ядерной войны. Только в комплексе мер политического, экономического, военного и социального характера можно реально повысить эффективность защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях мирного времени и от военных опасностей.

Решить эту задачу выпало на следующем этапе развития системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В 80-е годы стали достаточно быстро накапливаться проблемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Это было обусловлено значительным ростом в последние десятилетия количества и масштабов таких ЧС, по своим последствиям сопоставимых в ряде случаев с последствиями военно- политических конфликтов. Для их ликвидации требовалось сосредоточение усилий всего государства, а в некоторых ситуациях – помощь со стороны мирового сообщества. О масштабах ЧС, являющихся следствием природных и техногенных катастроф, свидетельствуют такие факты: в крупнейших землятресениях 20 века – ашхабадском (Туркмения), тангшенском (Китай) и спитакском (Армения) погибло соответственно 110,243 и 25 тыс. человек; в результате аварии на Чернобыльской АЭС радиоактивному загрязнению подверглись территории 19 субъектов.

Российской Федерации, на которых проживало более 30 млн. человек, а также территории ряда европейских государств. Именно чернобыльская катастрофа (1986г) подтвердила назревшую необходимость решения проблем защиты населения и территорий при ЧС природного и техногенного характера на государственном уровне, а спитакская трагедия (1988г.) ускорила принятие решения по данному вопросу. В середине 1989 года Верховный Совет СССР постановил создать постоянно действующую Государственную комиссию Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, а постановлением Совета Министров СССР 15 декабря 1990 года была образована Государственная общественная система по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях, которая включала в себя союзную, республиканские и отраслевые подсистемы. Названные, комиссия и система существовали до распада СССР.

Аналогичным образом развивался этот процесс и в Российской Федерации. Однако жизнь показала, что комиссия не в полной мере могла решать возникающие сложные задачи. Особенно это касалось организации экстренного реагирования на крупномасштабные ЧС. Комиссия не имела собственных сил и средств. В связи с этим в 1990 году был создан специальный федеральный орган исполнительной власти – Российский корпус спасателей на правах государственного комитета, который после ряда преобразований превратился (1994г.) в Министерство Российской Федерации по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). В 1992 году была создана Российская система предупреждения и действий в ЧС (РСЧС), предназначенная для реализации государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Подводя итоги деятельности МЧС России и РСЧС, можно с полной уверенностью сказать, что прошедшие годы убедительно подтвердили обоснованность, социально- политическую и экономическую целесообразность их создания. Сформировалась разветвленная, достаточно эффективно функционирующая система управления, охватившая всю инфраструктуру страны. Благодаря рациональной региональной политике укрепилось взаимодействие между органами управления различных уровней. В результате целенаправленного реформирования были значительно укреплены силы системы, созданы эффективные профессиональные мобильные подразделения центрального и регионального подчинения. Ведомственные и территориальные формирования аварийно- спасательного назначения вошли в группировки сил РСЧС и планово задействуются в случае чрезвычайных ситуаций.

В составе войск ГО в 21 веке – отдельные спасательные бригады, механизированные полки, десантные и вертолетные отряды. Все они снащены современным спасательным инструментом, приборами поиска пострадавших, средствами жизнеобеспечения населения, а также новейшей техникой. Очередным шагом по реформированию войск гражданской обороны стало создание спасательных центров, в которых продолжают нести службу, смелые , мужественные люди, посвятившие свою жизнь делу защиты населения.
Пятнадцать лет назад постановлением мэра города на основании правительственных документов создано Управление по делам ГО и ЧС г. Ишима, тем самым начался новый этап в развитии системы защиты населения города и прилегающих территорий за период с момента образования Управления по делам ГОЧС выполнено:

  • сформирован и действует Ишимский поисково – спасательный отряд ТОСЭР , который за все это время произвел более 9150 выездов на различные ЧС, в числе которых ДТП, стихийные бедствия, бытовые ситуации, поиск утонувших и пропавших людей;
  • ведется работа по проверке объектов на территории города, в результате опасность этих объектов для населения снижена до приемлемого нормативного уровня;
  • отработано взаимодействие с различными структурами в вопросах антитеррористической деятельности;
  • ведется обучение руководителей и населения в области ГО и безопасности жизнедеятельности;
  • организована надзорная деятельность в области предупреждения и ликвидации ЧС;
  • ведется работа по координации деятельности других надзорных органов в области предупреждения ЧС на территории города;
  • восстановлена централизованная система оповещения населения о сигналах ГО;
  • в декабре 2010 года создана Единая дежурно-диспетчерская служба города, которая постоянно развивается.

Выражаем уверенность, что система ГО города своей работой будет приносить только пользу городу Ишиму, а вопросы ЧС будут локализоваться на стадии предупреждения.

Поздравляем руководящий состав городской системы ГО с годом Гражданской обороны страны. Желаем Вам крепкого здоровья, счастья, благополучия и успехов в благородной работе во имя стабильности и безопасности нашей Родины.